Земельные вопросы, земельные споры – с давних пор имеют острый характер, задевают большое количество людей. Не миновали они и наше садовое товарищество. Ползут слухи, что где-то что-то разворовали, прихватизировали, кто-то нажился под шумок, кто-то обзавелся собственностью за общий счет, т.е. вроде как к каждому в карман залезли… и пр.пр.пр.
Что и говорить, неприятные слухи, неприятные разговоры. Хотелось бы избавиться от сплетен и внести ясность.
Попытки разобраться, пролить свет были, вопрос не раз поднимался на общих собраниях. Но общее собрание гибкостью не отличается и не приспособлено решать вопросы, которые распадаются на десятки и сотни конкретных и мелких -хозяйственных, юридических, нравственных… И проблема эта не одного нашего товарищества, вопрос и по всей стране достаточно запутан. Отсюда и так называемая «дачная амнистия». А потому выбрали на общем собрании самых инициативных в этом вопросе, создали комиссию и поручили разобраться, что же реально произошло, установить все факты сделок с землей, определить роль каждого участника, дать оценку правомерности этих сделок.
Из простых рациональных соображений ожидали, что комиссия изучит общую ситуацию в СНТ на сегодня по документам из Земельного комитета, составит списки лиц, воспользовавшихся «дачной амнистией», изучит поданные ими документы. И как более мобильный орган, нежели собрание, разберется с каждым конкретным случаем – что послужило основанием для получения земли, какие документы при этом оформлялись, чьим решением, кто подписал….
При этом конкретика в изучении оснований для получения земли немаловажна. Ибо, из разговоров, кто-то эти участки выкупал, кто-то получил за выполненную для товарищества работу, кто-то восстановил их из совершенно непригодного к использованию состояния – болото, свалка мусора…
В некоторых отдельных случаях отобрать у этих людей землю, используя юридические крючки, будет не торжеством справедливости, но п о д л о с т ь ю.
А потому надеялись не только на всеохватность, но и на объективность в работе комиссии.
И вот долгожданный АКТ. Читаем:
АКТ
По итогам работы комиссии, созданной по решению собрания СНТ «Солнечное» от 16 мая 2010 г. для рассмотрения вопроса о правомерности передачи правлением в частную собственность земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования.
«29 » июля 2010 г. г. Солнечногорск
Комиссия в составе:
председатель комиссии Толстокорова Б.И.
секретаря комиссии Ищишина В.И..
членов комиссии: Твердохлеб Н.Н.
Забродского В.Л.
Полищук А.Т.
Фадеева А.И.
Старостина В.Н.
Лысенко В.А.
В соответствии с решением собрания СНТ «Солнечное» от 16.05.2010 г,провела работу по изучению и рассмотрению вопроса о правомерности передачи правлением участков, относящихся к имуществу общего пользования.
Собрав необходимые документы, проведя анализ принятых правлением решений на их соответствие действующим нормативно-правовым актам РФ, уставу СНТ «Солнечное» и решениям собраний СНТ комиссия установила:
Отметим – комиссия подтверждает, что имела необходимые документы. Никто ей в предоставлении оных препятствий не создал.
1.Согласно постановлений Главы администрации Солнечногорского района за СНТ «Солнечное» закреплен земельный участок общей площадью 23,223 га, из которых 16,342 га передано в частную собственность членов садоводческого товарищества и 6,36 га, согласно свидетельства с кадастровым номером 50-09-02-26 на право общей совместной собственности закреплены, как земли общего пользования.
Никаких других свободных (не занятых) земельных участков за СНТ «Солнечное» не закреплено.
Однако нестыковка. 16,342 га частной + 6,36 га общей = 22,702 га всего
Но это на полгектара меньше указанной комиссией цифры 23,223 га
В чем дело? Что-то недосмотрели? Описка? Ошибка чиновных бюрократов?
Однако полгектара это 6-7 наших стандартных участков….
Стоило бы сыскать, когда собираемся предъявлять претензии к своим участникам и за 2 сотки
2.В соответствии с Федеральным законодательством (ст.14, 21 ФЗ от № 66 от 15.04.1998г.) земельные участки относящиеся к имуществу общего пользования представляются СНТ, как юридическому лицу в собственность и принятие решения по данным земельным участкам находится исключительно в компетенции общего собрания (собрания уполномоченных) СНТ.
Земельным кодексом РФ (ст.11.4 пункт 3) определено, что при разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки.
Пунктом 4 этой же статьи определено, что раздел земельного участка предоставленного СНТ осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории СНТ.
Федеральным законом (ст.22 ФЗ № 66 от 15.04.1998г.) к компетенции правления отнесено право принятия решения необходимых для достижения целей деятельности СНТ и обеспечения его нормальной работы, за исключением решений, которые касаются вопросов, отнесенных настоящим законом и уставом СНТ к компетенции общего собрания его членов (собрания уполномоченных).
Таким образом ни правление, ни его председатель без решения общего собрания членов СНТ (собрания уполномоченных) не имели права принимать какие-либо решения в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, по сколько это не входит в их компетенцию. Тем более осуществлять раздел данного участка без внесения изменений в генеральный план застройки территории СНТ.
Здесь натяжка. Из буквы закона этого не следует. Собрание вполне могло установить некие общие нормы, подходы и поручить правлению исполнение в каждом конкретном случае. Но не суть.
Интересно, что комиссия никак не упоминает юридические нормы «дачной амнистии» № 93-ФЗ от 23.06.2006, а ведь именно она вводит упрощенный порядок регистрации имущественных прав, и на основании именно ее норм произошла приватизация. Почему-то комиссия не изучила этот документ, и не вскрыла способ, по которому произошла передача земельных участков. Не можем же мы предположить, что в Земельном комитете работают настолько некомпетентные люди, что массово выдают свидетельства на землю без должных оснований.
3.В результате проведенной проверки установлено, что за период с 2000г. по 2005 год, в аренду по договорам было передано 1.4 га земли, относящейся к имуществу общего пользования. В настоящее время в частную собственность граждан передано 0.64 га и порядка 0.76 га земли находится в аренде.
3.1 В частную собственность переданы:
- часть земельного участка за номером 248, предусмотренного согласно генерального плана застройки территории для оборудования пожарного водоема, подъездных путей и разворотных площадок для пожарных машин общей площадью 0.337га;
- часть окружной дороги вдоль лесного массива площадью 0.012 га и
часть дороги вдоль ГСК «Альбатрос» общей площадью — 0.054 га;
- участок площадью 0.033 га в лесном массиве (территория СНТ «Солнечное»;
- другие элементы инфраструктуры (разворотные площадки тупиковых проездов, площадки для мусоросборников и другое) общей площадью- 0.208 га.
3.2 Выявлено ряд случаев самовольного захвата земельных участков:
Гордиенко И.И (уч. № 220) — стоянка для машин
Трушина Н.В. (уч.№ 246) — окружная дорога
3.3 Пользуясь тем, что межевые знаки уничтожены (снесены) происходит расширение земельных участков за счет земель не принадлежащих СНТ «Солнечное»
Шуленин Д.Ю.—
Цюпка И.Н.—
Бочкарев Б.Л.—
И это ВСЯ конкретика?! Но ведь к упомянутому Акту прилагался единственный документ – списки, составленные председателем правления Родькиным А.А. – списки лиц, осуществивших приватизацию земли по «дачной амнистии» (21 человек) и не имеющих такого права (11 человек).
4. Просмотрев все протоколы собраний и заседаний правления СНТ «Солнечное» комиссия свидетельствует, что решений собрания о передаче в частную собственность земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования не существует. Решение принимал лично председатель правления Родькин А.А.
Как это установлено, что «лично… Родькин А.А.»? И какова при этом роль остальных должностных лиц СНТ, предыдущих председателей? Членов правления, ревизионной комиссии, уполномоченных? Непричастны? Не знали? Или там все законно?
Передача в частную собственность земельных участков осуществлялась в нарушение ранее принятых решений собраний СНТ.
Так, собрание СНТ от 11.12.2005г. (протокол № 83) запретило раздел и передачу земель находящихся в общей собственности СНТ «Солнечное» в частную собственность членам СНТ до полного завершения строительства всех объектов инфраструктуры предусмотренных генеральным планом застройки территории СНТ.
Этим же решением собрание признало договора аренды на земельные участки не состоятельными. Поскольку они по форме, по содержанию, условиям и срокам аренды не соответствуют правовым нормам, а так же не прошли государственную регистрацию (ст. 609 ГК РФ), собрание потребовало их перезаключения. Было приостановлено взымание арендной платы и налогов с лиц, не перезаключивших договоры аренды.
Собрание от 04.06.2006г. (протокол № 4) запретило правлению (председателю) выдачу каких-либо документов (справок) лицам захватившим земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, а так же запретило раздел лесного массива, включенного согласно решению Солнечногорского Горисполкома от 10.06.1991г. № 220-16/11 в территорию под коллективное садоводство.
Собрание от 08.07.2006 г. (протокол № 6) расторгло договор аренды с Первовым В.П. и лишило его права занимать участок площадью 0.07 га в собственность СНТ не возвращен.
Ни одно из этих решений правлением, руководимое председателем Родькиным А.А., не выполнило.
Тут все же следует сделать оговорку. Наши собрания, особенно проходящие под «управлением» увлекающихся личностей, способны принимать решения далекие от законности. Но это никак закона не отменяет.
Нельзя запретить председателю выдавать справки членам СНТ, это входит в его ОБЯЗАННОСТИ, т.е. он не имеет права отказать. Иначе может быть привлечен к суду.
Нельзя решением собрания расторгнуть договор аренды иначе как по основаниям, предусмотренным самим договором или законом.
Выводы:
1. Из земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования изъято и передано в частную собственность порядка 0.64 га.
Только по кадастровой стоимости СНТ «Солнечное» нанесен ущерб порядка 1.6 миллиона рублей. По рыночной стоимости эта сумма возрастает многократно. По сколько это долевая собственность, каждый член СНТ (исключая лиц получивших эти участки) понес ущерб порядка 6.500 рублей (по кадастровой стоимости).
2. На данный момент генеральный план застройки территории СНТ не соответствует реальному расположению земельных участков, не выполнены основные нормативы организаци и застройки территории, являющиеся обязательными, согласно Федерального законодательства и перечня, предусмотренного СНиП (ФЗ — 66 от 15.04.98г. и СНиП «Планировка и застройка территорий CHT). Его переоформление потребует больших финансовых затрат для каждого члена СНТ.
В соответствии с требованиями ст. 34 ФЗ № 66 от 15.04.1998 г. нарушение требований проекта организации застройки территории является основанием для привлечения СНТ, а так же его членов, допустивших нарушение, к ответственности в соответствии с Федеральным законодательством. Не исключается приостановление деятельности СНТ.
Это верно. Вот только это не вчера началось. Товариществу почти два десятка лет. Но застройка территории часто ведется или не в соответствии генеральным планом или просто не ведется. И то, и другое – нарушения.
Причем среди членов комиссии, ныне столь яростно бичующих язвы СНТ, имеются и бывшие председатели правления и члены правления. Причем осуществляли свою управленческую деятельность даже хуже бичуемых, ибо заслужили от собрания оценку «неудовлетворительно». И досрочно сложили полномочия.
Критиковать, видимо, легче.
В соответствии со ст.44 Земельного кодекса основанием прекращения права собственности на земельный участок является отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам или отказ от права собственности на земельный участок. Ни по первому, ни по второму основанию решения собрания СТН «Солнечное», как собственника земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, не существует, а все сделки с ним, проведенные правлением, являются нарушением земельного законодательства.
Все нарушения по передаче земель общего пользования в частную собственность произошли в период правления председателя Родькина А.А., который под видом так называемой «дачной амнистии» игнорируя любые решения собраний СНТ, лично передавал в частную собственность земельные участки, относящиеся и имуществу общего пользования. Пользуясь должностным положением увеличил свой участок почти в два раза.
И это все?! Эта вся работа комиссии?!
Где данные от государственного органа, ведающего регистрацией сделок с землей?
Почему не получили документов из кадастра?!
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"
Статья 14. Порядок предоставления по запросам заинтересованных лиц сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости
1. Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.
2. Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
2) кадастровой выписки об объекте недвижимости;
3) кадастрового паспорта объекта недвижимости;
4) кадастрового плана территории;
5) кадастровой справки.
Что помешало? Разве эти документы не помогли бы со всей определенностью выяснить роль и вину (или ее отсутствие) всех участников? Откуда нам известно, что документы, на основании которых сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости подписывались Родькиным А.А., а не предыдущим председателем Забродским В.Л.? Или вообще никем не подписывались, но были сфальсифицированы? Или просто не требовались, ибо есть правовая лазейка?
Как нам в этом разобраться? Опять собранием?
Предложения
Комиссия предлагает:
1. Собранию СНТ «Солнечное»
Признать наличие нарушений законодательства РФ и нормативно- правовых актов, допущенных органами управления (правлением
Как же так, уважаемая комиссия? Вы же на протяжении всего Акта твердили:
«4. …Решение принимал лично председатель правления Родькин А.А. …»
« Выводы
2…председателя Родькина А.А., который … лично передавал в частную собственность земельные участки»
И вдруг нарушение законодательства – правлением?! На основании чего вдруг ТАКОЙ вывод? И каким «правлением»? В каком году?
Может это просто месть отдельных товарищей за то, что когда-то работу их правления признали «неудовлетворительной» и досрочно отправили на покой?!
Но, уважаемые товарищи, Вас назначили в комиссию, чтобы разобраться и дать исчерпывающие ответы по всем неясным земельным вопросам, а вовсе не для сведения счетов.
и его председателем) в части касающихся общих земель СНТ, так и земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования.
Руководствуясь ст.59-62 Земельного кодекса РФ, принять решение о необходимости восстановления прав на земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования и пресечения действий, нарушающих права членов СНТ на эти участки.
Признать, что нарушение законодательства, нормативно-правовых актов и устава СНТ, в части передачи земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования в частную собственность произведены лично председателем правления СНТ «Солнечное» Родькиным А.А. (в период его правления с октября 2006 года по май 2010 года) и членами СНТ согласно прилагаемому списку, подписанного председателем правления.
2. Правлению СНТ:
- приостановить выдачу частным лицам документов на правообладание земельными участками, относящихся к имуществу общего пользования;
Очередной перл. Товарищи комиссары, ну вы же сами признали, что не существует решений правления о передаче земельных участков. Что же тогда нужно «приостановить»? Кроме того, «документы на правообладание земельными участками» выдает вполне конкретный государственный орган, а никак не правление.
- выполнить решение собрания от 08.07.2006 г. (протокол № 6) о перезаключении договоров аренды на земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования по ранее утвержденной собранием формой договора;
- оформить и вручить персонально каждому члену СНТ, получившему в собственность земельный участок, относившийся к имуществу общего пользования, уведомление о добровольном возврате участка в собственность СНТ «Солнечное».
А может все-таки нужно сначала разобраться? Т.е. проделать все же ту конкретную и кропотливую работу, которую ожидали от комиссии…
3. Вывести из состава органов управления СНТ «Солнечное» (уполномоченные, председатель, правление, ревизионная комиссия, комиссия по контролю за соблюдением законодательства) всех лиц, заинтересованных в нарушении законодательства по передаче в частную собственность земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, согласно списка:
Феноменальная логика! «… всех лиц, заинтересованных в нарушении законодательства…»
Что тут подразумевает автор столь оригинальной мысли? Что человек, могущий получить корыстную выгоду от нарушения закона, будет непременно к этому стремиться? Так может сразу в кандалы?!
Так и видится автор этой «нетленки», крадущимся темным вечером за старушкой, дабы лишить ее пенсии…
Было бы смешно. Но люди-то всерьез ТАК думают. И такое предлагают.
Возможно, люди, которым поручили эту работу, в принципе не способны с ней справиться? Или попали под влияние отдельных товарищей, преследующих иные цели?
Например, прорваться к власти…
Иначе никак не удается понять, почему очевидные вещи комиссией не сделаны, зато тень подозрения брошена на многих.
Это вместо внесения ожидаемой ясности.
Падерина В.К.
Ипатова В.А.
Чиняева Н.Г.
Родькина А.А.
Колесникову О.Н.
4. Комиссия считает необходимым:
- материалы работы комиссии, с изложением фактов допущенных нарушений, направить в прокуратуру г.Солнечногорск для принятия решения на неправомерные действия правления СНТ «Солнечное» и его председателя Родькина А.А., действующего в корыстных целях;
Это может сделать председатель ревизионной комиссии и без всякого собрания. Впрочем, как и каждый член СНТ.
- акт по результатам работы комиссии довести до всех членов СНТ «Солнечное».
Итак.
Надеялись, что комиссия внесет ясность и прекратит пересуды. Получит документы, изучит и их, и основания выделения земельных участков – не формально, по каждому конкретному случаю. Выявит роль конкретных участников, степень их добросовестности. Подготовит взвешенные предложения.